Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Главная » Уроки искусства » 5-й класс

Искусство Гжели
Тема:
«Искусство Гжели»

Цель:
освоение системы знаний  по русскому народному творчеству, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, постижение духовного содержания образного языка и возможностей декоративно – прикладного искусства.

Задачи:
воспитывающие:
- воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России, эстетический вкус, стремление к поиску.
обучающие:
- учить умению работать с информацией;
- учить учащихся определенным методам и техническим приемам работы.
развивающие:
работая над образцом гжельской росписи развивать умения и качества, необходимые человеку 21 века:
- коммуникативные умения;
- межличностное взаимодействие и сотрудничество;
- творчество и любознательность.
здоровьесберегающая:
– проведение разминки для снятия усталости и напряжения во время занятия.

Ожидаемые результаты:

I.    Выполнение творческой работы «Роспись изделий и образцов по мотивам гжельской росписи».
II.    Подготовка творческих работ к выставке.

Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Искусство Гжели», экран, мини плакаты по гжельской росписи, дидактический материал, рисунки и работы учащихся с прошлых уроков.
Материалы для учащихся: квадратные шаблоны, карточки для самостоятельной работы, краски, кисти, баночки для воды.
Музыкальный ряд: лирические и плясовые русские народные мелодии, частушки о гжели.
Литературный ряд: стихотворные строчки, тексты для учащихся.

План урока.

I.    Организационная часть.
а) проверка отсутствующих, готовности к уроку;
б) проверка домашнего задания;
в) сообщение темы урока.

II.    Содержание урока.
1.    Беседа с учащимися по вопросам по теме «Древние образы в современных игрушках». Игровой прием «Узнай меня».
2.  Изучение нового материала с демонстрацией слайдов презентации «Искусство Гжели» по технологии КСО – работа в парах сменного состава.
«Игра – юный экскурсовод»
3.Определение основных понятий: майолика, мазок с тенями.

III.    Практическая работа.
1.    Физкультминутка.
Приглашение Мастера изображения «Синяя птица».
2.    Эмоционально-ознакомительный экскурс в галерею «Изделия Гжели».
3.    Выполнение задания по группам.

IV.    Заключительная часть.
1.  Анализ работ учащихся: выставка работ учащихся на большом столе.
2.  Подведение итогов: рефлексия - беседа с учащимися по вопросам, исполнение частушек.

V.    Домашнее задание.
Написать образ синей птицы.

Ход урока.

Слайд 1.


Беседа с учащимися по вопросам по теме «Древние образы в современных игрушках». Игровой прием «Узнай меня».
1. Назовите народный промысел? (Каргопольская игрушка)
2. Какова особенность филимоновской игрушки? (Вытянутая форма, полосатая роспись)
3. Почему дымковская игрушка самая привлекательная? (Игрушка-свистулька расписана разными цветами, геометрическими узорами, яркая)

Слайд 2.
Учитель предлагает отгадать загадку.
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи же: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)

Слайд 3.
Учитель называет тему урока: «Искусство Гжели». Вы узнаете такие понятия как майолика, синяя гжель, научитесь выполнять мазок с тенями.
Далее идет работа в парах сменного состава.
Учащиеся читают текст учебника (Л.А. Неменская  «Изобразительное искусство»).

Первый ученик.
Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежайших сел (Турыгино, Гжель, Речицы…)
Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жаркой печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Если вслушаться в слово «гжель», то можно уловить в его звучании и что-то общее со словами «жечь», «обжигать».

Второй ученик.
Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому фону.
Это майолика. Ее делают и сейчас. Гжельская майолика удивляет своими формами, лепными украшениями, нарядной росписью. Интересна форма сосудов, получивших название квасник и кумган. Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили на память.

Третий ученик.
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Разливается синь-синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошли на белизну посуды.
Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных , сценки из жизни.

Четвертый ученик.
Каких только росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она, то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьётся спиралью усиков.
   
Учитель предлагает ребятам рассказать о том, что нового они узнали об искусстве гжели. «Игра – юный экскурсовод»

Слайд №4.
На экране изображена информация по тексту №1 в картинках.
Учащиеся по желанию или по вызову учителя подходят к экрану и поясняют изображения на экране.
Если учащийся недостаточно точно рассказал текст, то учащиеся класса могут внести свои дополнения.

Слайд №5.
На экране изображена информация по тексту №2 в картинках.
Учащиеся по желанию или по вызову учителя подходят к экрану и поясняют изображения на экране.
Если учащийся недостаточно точно рассказал текст, то учащиеся класса могут внести свои дополнения.

Слайд №6.
На экране изображена информация по тексту №3 в картинках.
Учащиеся по желанию или по вызову учителя подходят к экрану и поясняют изображения на экране.
Если учащийся недостаточно точно рассказал текст, то учащиеся класса могут внести свои дополнения.


Слайд №7.
На экране изображена информация по тексту №4 в картинках.
Учащиеся по желанию или по вызову учителя подходят к экрану и поясняют изображения на экране.
Если учащийся недостаточно точно рассказал текст, то учащиеся класса могут внести свои дополнения.

Слайд №8.
Учитель приглашает учащихся совершить эмоционально-ознакомительный экскурс в галерею «Изделия Гжели».
Звучит стихотворение.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
Скажите ребята, о каком празднике идет речь.
Учащиеся называют праздник «Ярмарка», на который везли с разных концов России удивительные изделия русских мастеров.
Учитель.
Мы тоже попробуем расписать небольшие изделия, но не настоящее, а камуфляжные на пластиковых формах и бумаге. Выполним эскиз розы для росписи на изделиях, используя мазок с тенями.
Для того, чтобы работа получилась легко, подготовим свои руки.
Ведь хозяйкой сегодня на уроке у нас будет рука.
Выходят учащиеся, читая стихотворение,  показывает упражнения.

Слайд №9.
Физкультминутка
Чудо – птицы прилетели (взмах руками вверх),
Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).
На ветвях они присели (присесть),
Вдруг вспорхнули, улетели  (встать).
Физминутка для глаз.
Тихонько сядьте за парты, крепко зажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у вас на кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завиток из гжельской росписи.

1.    Исходное  положение – стоя. Упражнение для тренировки мышц рук: медленно и плавно поднимаем руки вверх и вниз; повторить 4 раза.
2.    Исходное  положение – стоя. Руки вытянуть вперед. Круговые движения кистями рук налево и направо поочередно по четыре раза; повторить 4 раза.
3.    Исходное  положение – стоя. Круговые движения плечевыми суставами назад и вперед поочередно по четыре раза; повторить 4 раза. В конце приподнять плечи и встряхнуть вниз.

Учитель переходит к объяснению технического изображения элементов росписи.

Слайд №10.
Совет.
1.    Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
2.    Не оставляй кисточку в баночке с водой.
3.    Не забывай прополоскать кисточку.

Мастер пишет красками по белому фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.
Перед вами таблица «Основные элементы гжельской росписи». Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка - сеточка, жилка, завитки, отводки, усики!
Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей.
Если набрать краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением положить мазок на поверхность – получится мазок с переходом от темного к светлому. Такой прием росписи называют «мазок с тенями».
А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда  первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.

Эскиз «Гжельская роза»
Шаг 1. Делаем основание гжельской розы – полукруглый теневой серповидный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, постепенно приближая кисть к бумаге, лёгкое прикосновение, сильнее нажим – и плавно поднимаем кисть в воздух.

Шаг 2. Стилизованные лепестки нашей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими волнообразными движениями, чтобы «оживить» розу.

Шаг 3. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.
 
Раз мазок, два мазок, закружился лепесток.
Красочку в растяжку кисточка ведет,
Линия дугою - будет стебелек,
С краю есть  листочки - вот вам и цветочки.



Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи, опираясь на основные принципы использования стилизованных цветов, растений, птиц …
Далее учащиеся работают самостоятельно. Форма организации совместной деятельности: групповая (в группе 4 человека).
В ходе работы каждый ученик получает карточку «Основные элементы гжельской росписи» и фото гжельского изделия. На столах у учащихся лежат камуфляжные  пластиковые формы и образцы на бумаге изделий.

При выполнении задания необходимо соблюдать следующие правила:
•    соблюдение единства языка декоративной стилизации природной формы (стиль гжельской росписи).
•    соблюдение цветовой гаммы.
•    соблюдение правил размещения изображения индивидуальной работы.

Учитывается фантазия и выдумка, проявленная в работе.
Звучит русская народная музыка, которая способствует творческому успеху детей.
Индивидуальная работа учителя с учащимися.
В ходе занятия обращать внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, образа птицы усиками, листочками, завитками, на сочетание крупных цветов и мелких тонких деталей.

Заключительная часть.
1.    Анализ работ учащихся: каждая группа учащихся представляет свои работы, исполняя частушки о гжельском промысле.

1. Мы девчонки-хохотушки
Любим расписной фарфор,
Потому что на уроке
Шел о Гжели разговор.

2. Синенький цветочек,
Синенький листочек,
Это роза гжельская,
А не василёчек.

3. Подмосковны мастера
Традиции хранили.
Уже семь веков прошло,
А Гжель не позабыли.

4. Я с бордюра начну,
На решетку скакну,
Не подумайте плохого –
Это я узор тяну.

5. Синее синего узор,
Белее белого фарфор.
Гжельские изделия –
Просто заглядение!

6. Какое рукоделие –
Гжельские изделия!
Мы не просто детвора,
Мы по Гжели мастера!
 
2.  Подведение итогов: беседа с учащимися по вопросам.
Учитель:
1.    Какие цвета используют в гжельской росписи?
 (Синий).
2.    Почему данный вид росписи называется «Гжельская роспись»?
 ( По названию местности, где изготавливаются изделия - г. Гжель).
3.    Что любят рисовать гжельские мастера? ( Цветы, птиц, листья, травку).

Учитель выставляет оценки.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.

Критерии оценки:
Выразительность – уровень школьников по владению художественным материалам;
творчество – уровень творческого индивидуального подхода в сюжете и композиции;
навык – нанесение мазка с тенями.

Слайд 11.
Домашнее задание.
Написать образ синей птицы.


Слайд 12.

Урок окончен.

Категория: 5-й класс | Добавил: Tatyana (10.09.2013)
Просмотров: 2752 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Николай  
0
Главное, чтоб детей заинтересовало, чтоб отдохнули от всяких цифр и формул

1 zhoorick  
0
Довольно интересный урок. Особенно понравилось, что в качестве наглядного материала можно использовать обширную коллекцию народного промысла: чайники, самовары, подносы, игрушки и пр.

Имя *:
Email *:
Код *: